Загородные поселки в кризис: стратегии выживания девелоперов

Как повлиял кризис на строительство загородных поселков? Как сложная ситуация на рынке недвижимости отразилась на разных ценовых сегментах, что изменилось — концепции, планировки, архитектурные решения?

Общее падение спроса, вызванное кризисом, разделило девелоперские компании на три большие группы.

К первой группе относятся те застройщики, что пошли по пути максимального снижения цены: урезаются все расходы по благоустройству поселка, в дополнительные опции выносится как можно больше работ, участки перемежевываются на меньшую площадь, сокращается метраж домов, упрощаются архитектурные решения и происходит миграция к более дешевым строительным технологиям.

Вторая группа, к которой относится и наш поселок «Берег Песочной», идет по пути улучшения качества поселка без изменения стоимости для покупателя. Зачастую это достигается за счет отказа от части будущей прибыли. Например, мы отвели под общественные и парковые пространства более 7 Га: с одной стороны, такое вложение требует не так много «живых» денег, с другой — мы отказываемся от возможности продать эту землю. Мы разработали отдельную серию малых архитектурных форм для поселка — так, чтобы каждая деталь легла в общую стилистику. Эти и многие другие шаги призваны существенно увеличить качество жизни в поселке без увеличения стоимости для покупателя.

К третьей группе относятся девелоперы, которые решили «переждать» кризис. Они не снижают цены и не улучшают свои предложения, надеясь на то, что спрос вернется через-полгода год. Вскоре мы увидим, какая из стратегий окажется правильной.

Если говорить о раскладке по ценовым сегментам, то первая линия поведения (снижение себестоимости) характерна для эконом- и сверх-эконом-сегмента. Средний сегмент в основном пытается переждать кризис: девелоперы не хотят ни уводить поселки в эконом-класс по цене, ни повышать до бизнес-класса по качеству. В верхнем ценовом сегменте развернулась борьба предложений — здесь борются не ценой, а максимальным сервисом.

Следует заметить, что на элитных поселках кризис сказался слабее всего, а наибольшее падение спроса пришлось на средний ценовой диапазон. Возможно, это также является причиной того, что многие компании пытаются переждать сложный период без каких-либо изменений. Для ряда застройщиков падение спроса оказалось настолько шоковым, что они просто остановили все работы в поселках на неопределенное время. В этом отношении кризис играет на руку покупателю, он отсеивает слабые компании, происходит снижение цен в массовом секторе и рост качества предложения дорогих коттеджей.

Алексей Шкоров, управляющий строительством коттеджного поселка «Берег Песочной», застройщик - компания «МОБИЛ СТРОЙ XXI»